Игорь Петришенко

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации

  • Президент Республики Беларусь
  • Правительство Беларуси
  • Министерство иностранных дел Беларуси
  • Совет Республики
  • Палата представителей
  • Export.by
  • Ответы на вопросы
  • Портал белорусских туристических услуг topbelarus.com

Главная / Новости / Актуально /

Выступление Посла Беларуси в России И.Петришенко на заседании «круглого стола» «ЕАЭС и торговые партнеры: общее экономическое пространство» в рамках Петербургского международного экономического форума

16 июня 2016

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Основная цель, которую ставят перед собой государства при формировании интеграционных союзов — это максимально задействовать экономический потенциал каждого члена на благо как его собственного развития, так всего региона в целом.

Беларусь здесь не исключение. Мы промышленная, экспортоориентированная страна — доля экспорта в белорусском ВВП традиционно составляет более 50%. Одновременно у нас и впечатляющая импортозависимость: 68% ВВП производится с учетом ввозимого сырья и комплектующих, которые поступают в основном из стран ЕАЭС.

С учетом этой специфики первоочередными для себя задачами в рамках Союза мы видим:

Первое — устранение изъятий и ограничений в торговле товарами и услугами, обеспечение равного доступа субъектов хозяйствования к закупочной деятельности, госпрограммам;

Второе — проведение согласованной промышленной политики, которая подразумевает, с одной стороны, страновую специализацию для исключения избыточных дублирующих производств, а с другой — реализацию новых высокотехнологичных проектов с использованием совместного научного, производственного и финансового потенциала;

Третье — формирование общего энергетического рынка для обеспечения равных условий конкуренции между производителями стран — участниц.

Здесь хочу отметить, что, несмотря на снижение в последние годы объемов взаимной торговли (в 2012 — 2013 годах внутренний товарооборот составлял 65 млрд. долларов, в 2015 году — 45 млрд. долларов), что обусловлено в том числе неблагоприятными внешними факторами, позитивное движение на пути интеграции, создающее задел для дальнейшего сотрудничества, безусловно, есть.

На сегодняшний день мы (уже впятером) утвердили Основные направления промышленного сотрудничества (а также План по их реализации), сделали первые шаги на пути к формированию единых рынков в сфере энергетики: утвердили концепции по формированию электроэнергетического рынка, газа, нефти и нефтепродуктов. В ближайшее время должны заработать единые рынки лекарственных средств и медицинских изделий.

Мы фактически с мертвой точки смогли сдвинуть процесс либерализации рынка услуг более, чем в 70 секторах. В частности, найдены компромиссные решения в строительном секторе. Согласовываются подходы к регулированию валютных правоотношений. Принята программа либерализации каботажных перевозок. Надеюсь, в скором времени мы вернемся к обсуждению вопроса по снятию ограничений на доставку грузов в/из третьих стран.

Это начало пути, на котором помимо высоких предстоящих задач есть и целый ряд проблемных моментов, ограничивающих потенциал сегодняшнего сотрудничества. Не буду сейчас заниматься их перечислением, они известны и достаточно откровенно обсуждены в мае в Астане на уровне глав государств. Хочу лишь в этой связи отметить, что, на наш взгляд, будущее Евразийского союза будет во многом зависеть от способности наших стран находить баланс внутренних и глобальных интересов для достижения общих целей развития.

А эта работа невозможна без усиления роли Евразийской экономической комиссии, расширения ее полномочий. Только сильный наднациональный орган позволит избежать торговых войн (недоразумений), отказаться от политики поддержки исключительно отечественного производителя в ущерб интересам партнеров. А вместо этого — перейти к действительному поиску решений, направленных на углубление кооперационных связей, создание совместных производств, реализацию региональных инфраструктурных проектов и т. д. Мы должны научиться совместно защищать наш общий рынок от недоброкачественной конкуренции из третьих стран, а не друг от друга.

Убежден, что такая политика неизбежно окажет позитивное влияние и на взаимоотношения с внешним контуром, поскольку будет способствовать формированию стабильной, предсказуемой экономической среды, а отсюда — привлечению в регион инвестиционных ресурсов, новых технологий и, в итоге — созданию конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках совместных продуктов.

Благодарю за внимание!