Владимир Семашко

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации

  • Президент Республики Беларусь
  • Правительство Беларуси
  • Министерство иностранных дел Беларуси
  • Совет Республики
  • Палата представителей
  • Export.by
  • Ответы на вопросы
  • Сервис онлайн-бронирования отдыха в Беларуси VETLIVA

Главная / Новости /

И.Петришенко: Беларуси нужны не низкие цены на газ, а равные условия для субъектов хозяйствования

7 декабря 2018

Вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко, комментируя состоявшуюся накануне в Санкт-Петербурге дискуссию на Высшем Евразийском экономическом совете, отметил, что на питерском саммите президентами стран Евразийского экономического союза рассматривались вопросы, которые не находили решения на более низком уровне — на уровне Коллегии Евразийской экономической комиссии, Совета ЕЭК, Евразийского межправительственного совета, сообщает БЕЛТА.

«Формирование общего рынка газа, общего рынка нефти и нефтепродуктов — актуальная тема, — сказал Игорь Петришенко. — Без них, как подчеркнул глава белорусского государства, без этих ключевых аспектов невозможно полномасштабное полноценное функционирование Евразийского экономического союза. В первую очередь это подходы к ценообразованию на рынке газа. Мы исходим из того, что нам не надо низкие цены, мы всегда последовательно выступали за создание равных условий субъектам хозяйствования. То есть мы должны находиться в единой конкурентной среде — будь то субъект хозяйствования России, Беларуси, Казахстана, Армении или Кыргызстана».

Вице-премьер констатировал, что высокая цена на энергоносители влияет на цену электроэнергии, на которой работают белорусские предприятия, что в конечном итоге отражается на себестоимости продукции. «И мы вынуждены будем по более дорогой цене продавать наши трактора, МАЗы, сельхозтехнику, — отметил Игорь Петришенко. — Президент Беларуси вчера подчеркнул, что наш конечный продукт, который мы выпускаем, — это белорусско-российский, белорусско-казахстанский продукт, потому что в нем есть доля всех стран ЕАЭС, но в большей степени россиян. До 70% по отдельным группам продукции — комплектующие из России. Фактически многие российские предприятия завязаны в кооперационную составляющую. Соответственно, если будут высокие цены, то этот товар окажется неконкурентоспособен».

Игорь Петришенко сообщил, что ключевым вопросом в отношении единого газового рынка, который не до конца урегулирован экспертами, являются тарифы на транспортировку газа. При этом транспортный тариф составляет более 70% к конечной цене газа. Однако некоторые партнеры по ЕАЭС предлагают оставить этот вопрос на национальном уровне. «Этот вопрос необходимо урегулировать, двигаться, чтобы выработать согласованные подходы, не оставляя его на национальном уровне, — убежден Игорь Петришенко. — Мы должны в рамках единого газового рынка убрать понятия „экспортер“ и „импортер“ с точки зрения их применения для всех субъектов, которые функционируют в ЕАЭС. Для этого необходимо этот ключевой параметр согласовать».

По словам вице-премьера, по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета, президенты дали поручения по выравниванию условий для субъектов хозяйствования. «Более того, Президент России сказал: „Да, надо двигаться“. Президент Беларуси тоже сказал, что главное — не стоять на месте. И это ключевой тезис — главное не стоять, а двигаться, — мы удовлетворены тем, что было принято такое решение».

Игорь Петришенко подчеркнул, что белорусская сторона надеется на создание к 2025 году единого газового рынка ЕАЭС. При этом он указал, что общий рынок газа не будет создан одномоментно, а движение к нему будет происходить постепенно. В то же время Игорь Петришенко заявил, что белорусская сторона выступает за то, чтобы общие рынки энергоносителей в ЕАЭС были сформированы как можно быстрее. «И мы от этой своей идеи не отступим», — отметил он.

«Мы настаиваем на том, чтобы в Договор о ЕАЭС была внесена соответствующая поправка об однократности применения изъятий, — сказал Игорь Петришенко. — Если же какому-либо государству, если так сложились обстоятельства, надо повторно вернуться к тому, чтобы ввести по одному и тому же направлению изъятия, тогда такое решение должен принимать наднациональный орган».

Вице-премьер подчеркнул, что эта позиция Беларуси не вызвала возражений со стороны партнеров по ЕАЭС.

Игорь Петришенко констатировал, что в ЕАЭС нередко принимаются так называемые протекционистские меры, чтобы защитить субъекты хозяйствования той или иной страны. «И иногда вводятся так называемые изъятия из определенных режимов, например не допускается некоторая белорусская продукция к госзакупкам, — указал вице-премьер. — То есть наши экономические субъекты находятся в неравной конкурентной среде с аналогичными российскими компаниями, хотя по ценовым, качественным параметрам белорусский товар гораздо эффективнее».

Игорь Петришенко отметил, что эта инициатива связана в том числе с теми ограничениями, которые возникают при поставках белорусского продовольствия на российский рынок и в целом на рынок ЕАЭС.

«Глава белорусского государства подчеркнул, что не мы не только должны наделить Евразийскую экономическую комиссию дополнительными полномочиями в этом плане, но и повысить ответственность за принимаемые решения, — сказал Игорь Петришенко. — Должен быть своеобразный арбитр, который сможет контролировать исполнение всеми в полной мере тех норм и правил, которые приняты в ЕАЭС».

Одновременно, подчеркнул Игорь Петришенко, страны ЕАЭС должны принимать совместные меры, которые позволят оградить общеевразийский рынок от недобросовестной конкуренции со стороны третьих стран.

Беларусь настаивает не на компенсации в условиях проведения Россией налогового маневра в нефтяной отрасли, а на сохранении сложившихся базовых условий сотрудничества, заявил вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко.

«Мы считаем, что это не компенсация, а сохранение тех базовых условий, которые Россия нам предложила, с которыми мы согласились, и в одностороннем порядке менять правила игры в рамках союзнических отношений и в рамках Евразийского экономического союза мы считаем неправильным», — сказал Игорь Петришенко.

Он напомнил, что заключение в 2014 году Договора о ЕАЭС сопровождалось подписанием еще двух белорусско-российских документов, которые выравнивали условия для нефтяных отраслей двух стран в частности и в целом для социально-экономического развития Беларуси и России. Первое — соглашение об объемах поставок российской нефти, в котором был зафиксирован объем поставок беспошлинной российской нефти ежегодно в размере 24 млн т. С этим соглашением неразрывно связано и второе — о том, что все экспортные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты остаются в Беларуси. «Эта цифра выравнивания фактически составляла $1,5 млрд ежегодно, — сказал вице-премьер. — С 2015 года Россия ввела так называемый налоговый маневр — снижение уровня экспортной пошлины и увеличение налога на добычу полезных ископаемых. Эта дельта постоянно уменьшалась, и Беларусь с 2015 по 2018 год, по нашим расчетам, недополучила порядка $3,4 млрд экспортных пошлин».

Игорь Петришенко указал, что до этого Россия не вводила так называемый обратный акциз, который компенсирует снижение экспортных пошлин и увеличение налога на добычу полезных ископаемых. Однако с 2019 года РФ приняла решение своим нефтеперерабатывающим заводам компенсировать это снижение, чтобы нефтепереработка оставалась выгодной. «У нас этого механизма на данный момент нет, мы окончательно не пришли к договоренности, но фактически, по нашим предварительным расчетам, до формирования единого рынка нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС до 2025 года мы будем терять где-то до $10 млрд, — подчеркнул вице-премьер. — Поэтому мы этот вопрос обозначили и в двустороннем аспекте, и в рамках формирования единого рынка нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС. Потому что какие это равные конкурентные условия, если российские НПЗ получат обратную компенсацию, а наши не получат ее? Соответственно, это приведет к удорожанию топлива и ряду других последствий, которые негативно отразятся на функционировании белорусской экономики».

Игорь Петришенко отметил, что с учетом достигнутых договоренностей между главами государств активизирована работа экспертных групп. Он напомнил, что в начале следующей недели проведет переговоры группа на уровне вице-премьеров Беларуси и России Игоря Ляшенко и Дмитрия Козака. «Они собираются с учетом тех установок, которые дали президенты двух стран, и отработают подходы. После этого еще дополнительно будет встреча на уровне первого вице-премьера России Антона Силуанова. 13 декабря в Бресте пройдет заседание Совета Министров Союзного государства, там тоже главы правительств будут обсуждать эту тему. И как уже заявил наш Президент, через неделю с учетом отработки на правительственном уровне Александр Лукашенко будет встречаться с Президентом России», — рассказал заместитель премьер-министра.

«Мы надеемся урегулировать оставшиеся аспекты, которые связаны с налоговым маневром», — резюмировал Игорь Петришенко.

Беларусь недополучает около 1% от распределения ввозных таможенных пошлин в Евразийском экономическом союзе по любым существующим методикам расчета, заявил вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко.

«Экспертами было подготовлено пять различных методик — новых методик никто не предложил. По всем этим пяти методикам белорусская сторона должна получить 1% от распределения пошлин дополнительно», — сказал Игорь Петришенко.

«Нам безразлично, какую методику мы задействуем, но по любой методике Беларусь дополнительно должна получить 1%», — уточнил вице-премьер.

Игорь Петришенко напомнил, что когда в ЕАЭС принимались Армения и Кыргызстан, то остальные государства союза — Беларусь, Россия и Казахстан — согласились перераспределить часть таможенных пошлин в пользу новых членов.

«Мы считаем, что должна быть четкая, справедливая методология подсчета пошлин, — указал вице-премьер. — Глава белорусского государства предложил: она должна пересматриваться один раз в три года. Стороны условились, что дискуссия будет продолжена, поскольку есть еще время до декабря 2019 года прийти к согласованному варианту методики расщепления таможенных пошлин».

Вице-премьер заявил, что эксперты, которые разрабатывают методики распределения пошлин, признают потери белорусской стороны. «Справедливость в нашем Евразийском экономическом союзе должна быть», — резюмировал Игорь Петришенко.

В настоящее время ввозные таможенные пошлины в ЕАЭС распределяются следующим образом: Армения получает 1,22% от общего объема, Беларусь — 4,56%, Казахстан — 7,055%, Кыргызстан — 1,9%, Россия — 85,265%.

Ищите Посольство Беларуси в России в социальных сетях

Посольство Беларуси в России в Facebook

Посольство Беларуси в России в Twitter

Посольство Беларуси в России вКонтакте

Посольство Беларуси в России в Instagram

Посольство Беларуси в России в YouTube