Главная / Консульские вопросы и визы / Страхование /

О соответствии практики применения Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ

В соответствии с пунктом 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» трудовая деятельность граждан Республики Беларусь на территории России регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде.

Пункт 3 указанного Решения также предусматривает предоставление всех видов пособий и выплат гражданам Республики Беларусь, работающим на территории России, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождении ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях, в соответствии с российским законодательством.

Однако, согласно ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, заключенного 24 января 2006 г. в г. Санкт-Петербурге, который является более поздним нормативно-правовым актом, чем Решение, пособия по временной нетрудоспособности и материнству назначаются и выплачиваются по законодательству и за счет той Договаривающейся Стороны, законодательство которой распространялось на застрахованное лицо в период осуществления им трудовой деятельности. Одновременно пункт 1 ст. 2 Договора к застрахованным лицам относит лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами.

В силу подпункта 6 пункта 1 ст. 1 Договора местом жительства в Российской Федерации считается место постоянного или временного проживания на законных основаниях.

В этой связи право на обеспечение пособиями по обязательному социальному страхованию имеют только те граждане Республики Беларусь, которые постоянно или временно проживают на территории Российской Федерации (но не пребывают в России временно).

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» также предусматривает, что застрахованными лицами, имеющими право на пособия по временной нетрудоспособности, являются граждане Российской Федерации и постоянно или временно проживающие на её территории иностранные граждане, а также лица без гражданства.

В этой связи иностранные граждане, временно пребывающие и работающие по трудовым договорам на территории Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подлежат обязательному социальному страхованию. Соответственно право на получение пособий за счет средств обязательного социального страхования не имеют. Скорую и неотложную медицинскую помощь получают бесплатно, но плановое амбулаторное и стационарное лечение оказывается им на платной основе, что регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 года № 546 «Об утверждении правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на суму выплат и иных вознаграждений, выплаченных по трудовому договору в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, страховые взносы не начисляются.

Вместе с тем, ст. 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства, заключенного в г. Санкт-Петербурге 24 января 2006 года, факт принадлежности лица к гражданству Республики Беларусь является основанием для получения разрешения на постоянное жительство (подачи заявления о выдаче вида на жительство) без учета срока временного пребывания и получения разрешения на временное проживание. Заявления граждан одной Стороны о получении разрешения на постоянное жительство (выдачи вида на жительство) на территории другой Стороны рассматриваются компетентными органами другой Стороны в первоочередном порядке в возможно короткие сроки.

В случае приобретения статуса временно проживающего на территории России, граждане Республики Беларусь будут подлежать обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обеспечиваться соответствующими пособиями на общих основаниях. При данных обстоятельствах обеспечивается и взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.