Владимир Семашко

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации

  • Президент Республики Беларусь
  • Правительство Беларуси
  • Министерство иностранных дел Беларуси
  • Совет Республики
  • Палата представителей
  • Export.by
  • Ответы на вопросы
  • Сервис онлайн-бронирования отдыха в Беларуси VETLIVA

Главная / Консульские вопросы и визы / Страхование /

О порядке отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации

Согласно статье 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан, заключенного 26 декабря 1998 года гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь обеспечиваются равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях Договаривающихся Сторон. Взаиморасчеты за оказание скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся.

Кроме того, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключены более поздние правовые акты, уточняющие статью 8 вышеуказанного договора, а именно: Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации, подписанные 24 января 2006 года в г. Санкт-Петербурге.

В соответствии со статьей 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации, подписанного 24 января 2006 года, граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами Российской Федерации, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

Согласно статье 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации, подписанного 24 января 2006 года, граждане Республики Беларусь имеют право на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации за счет:

— средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований Российской Федерации в случах, предусмотренных статьями 3–6 настоящего Соглашения;

— средств обязательного медицинского страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487–1 граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее-Программа).

Ежегодно Правительством Российской Федерации принимается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Она определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, нормативы финансирования Программы и порядок формирования тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую гражданам Российской Федерации (далее — граждане) на территории Российской Федерации бесплатно.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают ежегодные территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

В соответствии со статьей 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487–1 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся:

защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан;

— разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

— разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487–1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (за исключением территорий, медико-санитарное обеспечение населения которых в соответствии с пунктом 28 статьи 5 настоящих Основ осуществляется в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относится организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.

Также, следует отметить, что Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ) регулирует порядок уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования и не затрагивает вопросы оказания медицинской помощи гражданам на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации и, следовательно, граждане Республики Беларусь, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам обязательному медицинскому страхованию не подлежат.

В связи с изложенным, граждане Республики Беларусь временно пребывающие в Российской Федерации и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, не зависимо от их принадлежности к системе обязательного медицинского страхования, имеют равные права с гражданами Российской Федерации, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации. Объем, виды и условия оказания бесплатной медицинской помощи, предоставляемой гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, а также способы её финансирования относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Вместе с тем, в связи с подписанием 25 декабря 1998 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О равных правах граждан» (далее — Договор о равных правах), квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание, указанная в статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ, на граждан Республики Беларусь, находящихся на территории Российской Федерации, не распространяется.

Граждане Российской Федерации и Республики Беларусь пользуются равными гражданскими правами и свободами, как это предусмотрено законодательствами договаривающихся Сторон.

Договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь.

Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь обеспечиваются равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях Договаривающихся Сторон.